📍
🕒 Работаем с 9:00 до 18:00

Лицензирование криптовалютных операций: текущее регулирование и перспективы

Лицензирование

Рынок цифровых финансовых активов (ЦФА) и криптовалют в России переживает динамичный этап становления своего правового поля. Как аккредитованная организация «СертЦентр» с опытом работы в сфере сертификации и лицензирования, мы ежедневно сталкиваемся с вопросами клиентов относительно процедур, условий и перспектив регулирования операций с криптовалютами. Обобщая наши практические знания, завершенные проекты и работу с государственными стандартами, хотим осветить реальную картину российского регулирования криптовалютных услуг.

Правовой статус цифровых активов и основные нормы

На момент публикации данной статьи единственная ключевая норма, регулирующая оборот цифровых активов в РФ, — это Федеральный закон от 31.07.2020 №259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон №259-ФЗ). Согласно ему, деятельность по выпуску, обращению и обмену ЦФА и цифровой валюты требует специальной правоспособности и часто — наличия лицензии или допуска от уполномоченных органов.

Отдельного закона, который полностью регулировал бы криптооборот, в России пока нет. Практика применения существующих нормативов складывается во многом по аналогии с другими финансовыми услугами (например, с валютно-обменными операциями, инвестициями и т.п.).

Реалии лицензирования криптовалют в России: кому нужна лицензия?

В России прямого механизма выдачи лицензий на операции с криптовалютой в привычном для финансовых организаций виде (например, как у банков или биржевых брокеров) пока не существует. Однако операциям с цифровыми активами могут потребоваться:

    • Аккредитация или регистрация на платформе оператора цифровых финансовых активов (ПАО Сбербанк, ООО «Атомайз» и другие, аккредитованные Банком России).
    • Согласование и регистрация внутренней политики AML/CFT (борьба с легализацией доходов и финансированием терроризма) в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ.
    • Обязательная постановка на налоговый учет и ведение прозрачной отчетности (ст. 214.9 Налогового кодекса РФ).

    Реальный опыт наших клиентов показывает, что на практике запросы на оформление документов преимущественно касаются следующих видов деятельности:

    Тип операции Нужно ли отдельное разрешение? Комментарий
    Создание собственного токена (эмиссия) Да Регистрация выпуска на платформе оператора ЦФА, согласование с Банком России
    Обмен криптовалюты Частично Требования AML/CFT, возможная регистрация на платформе-операторе
    Криптобиржи Нет прямого регулирования Деятельность вне российских юрисдикций — отдельные риски
    Майнинг Пока не лицензируется Вопрос прорабатывается, есть профильные законопроекты

    Обязательные стандарты и требования

    Для подтверждения легальной работы каждая компания обязана исполнять ряд действующих стандартов и технических регламентов:

    • ФЗ №259-ФЗ — Федеральный закон, задающий базовые правила выпуска, обмена и хранения цифровых активов.
    • ФЗ №115-ФЗ — правила внутреннего контроля, процедуры идентификации пользователей (KYC), отчетность о подозрительных операциях.
    • ТП TC/ГОСТ ISO/IEC 27001-2019* — требования к информационной безопасности для платформ и автоматизированных систем операций.
    • ОКВЭД 64.99.9 — «Предоставление прочих финансовых услуг, не включенных в другие группировки», используемый при регистрации бизнеса.

    *государственные и международные нормативы внедряются по мере вхождения в силу конкретных правительственных постановлений и стандартов.

    Кейсы из практики «СертЦентр»: как оформляется документация

    В 2023–2024 годах, оформляя документы для стартапов и функционирующих криптокомпаний, мы сталкивались с необходимостью комплексной подготовки следующих материалов:

    1. Разработка Положения о внутреннем контроле (с учетом ФЗ 115).
    2. Подготовка Локальных нормативных актов по мерам информационной безопасности (применение стандартов ГОСТ, ISO/IEC по требованию партнеров и банков).
    3. Согласование бизнес-процессов для регуляторных проверок (пример — идентификация пользователей, прозрачность операций для межбанковских переводов).
    4. Регистрация бизнеса с учетом актуального ОКВЭД и особенностей отчетности для ФНС.

    Стоимость услуги комплексного оформления базовой внутренней документации под криптовалютные операции, включая AML-политику, варьируется от 60 000 до 130 000 руб. в зависимости от специфики бизнеса и необходимости внедрения информационных стандартов.

    Вопросы и ответы: часто задаваемые вопросы от игроков рынка

    1. Нужно ли сегодня получать отдельную лицензию для открытия криптобиржи в РФ?

    На июнь 2024 года не существует отдельной лицензии для криптобирж, однако их деятельность фактически запрещена законодательством, если речь идет о публичной торговле криптовалютами за рубли без применения платформ, аккредитованных Банком России.

    2. Какова перспектива введения лицензирования майнинга?

    По состоянию на лето 2024 г. законопроект о регулировании майнинга обсуждается в Госдуме (см.: проект ФЗ «О майнинге» № 3.2.137776), предполагающий создание отдельной системы учета — не исключено, что потребуется разрешение или спецрегистрация.

    3. Можно ли легально заниматься обменом криптовалют в России?

    Да, если обмен осуществляется через оператора ЦФА с соблюдением всех требований AML/CFT, отчетности и идентификации клиентов.

    4. Какие риски существуют при использовании иностранных криптосервисов?

    Основные риски — отсутствие защиты от российских регуляторов, потенциальные налоговые и уголовные последствия при несоблюдении требований отечественного законодательства.

    Реальные сложности и типичные ошибки при оформлении документов

    Наиболее сложные вызовы, с которыми сталкивались наши клиенты:

    • Некорректное определение ОКВЭД (ошибка — попытка зарегистрироваться как IT-компания без финансового профиля)
    • Недоописанные процедуры аналитики и AML-контроля (привело к отказу банков в открытии счетов и блокировке операций)
    • Отсутствие нотификации в Роскомнадзоре при работе с персональными данными клиентов из РФ

    Регуляторные риски достигают максимального значения для компаний, работающих без прозрачной документации — банки и органы ФНС в 2023–2024 годы часто инициировали проверки из-за нестыковок в документах.

    Будущее регулирования и новые перспективы

    В течение 2024–2025 гг. ожидается внесение новых поправок в законодательство. Уже в мае 2024 года в Государственной Думе активно обсуждаются предложения по внедрению комплексной системы криптолицензирования, более четкой ответственности за нарушения AML, а также окончательной легализации майнинга. Отдельные законопроекты предусматривают выделение профессионального статуса оператора цифровых валют и создание единого реестра таких операторов при Банке России.

    Согласно последним публичным обсуждениям (Протокол совещания Минцифры от 24.05.2024 №18-03-17/31, размещен на regulation.gov.ru), наиболее вероятный сценарий — внедрение модели «санкционированных операторов», отвечающих стандартам ISO/IEC, ГОСТ и всем нормам российского AML-законодательства.

    Рекомендации от «СертЦентр» для законной работы на крипторынке

    • Своевременно разрабатывать и внедрять внутренние политики по AML/CFT и информационной безопасности
    • Регистрировать бизнес с корректным ОКВЭД
    • Согласовывать бизнес процессы заранее с юристами в области финтех
    • Следить за обновлениями проектов законов на regulation.gov.ru и сайте Минфина РФ
    • В случае запуска токенов или иной эмиссионной деятельности — проводить регистрацию на платформах-операторах ЦФА

Если вы планируете запуск или легализацию бизнеса, связанного с криптовалютой, советуем обращаться к специалистам с опытом подготовки документов под регуляторные требования. В среднем подготовка всех необходимых пакетов при поддержке «СертЦентр» занимает от 10 до 30 рабочих дней, средняя стоимость полного сопровождения — 90 000 руб.

Рынок криптовалютных услуг развивается стремительно. Опережая изменения законодательства, важно уделять максимум внимания формальной стороне процедуры: корректному подбору регламентов, детальной проработке политики безопасности, учету требований к видам услуг и постоянному мониторингу государственных инициатив.

Материал подготовлен экспертами центра по сертификации товаров и услуг «СертЦентр» на основе реальных кейсов и актуальных данных нормативно-правовой базы РФ (с учетом положения на июнь 2024 года).