В России развитие водного транспорта невозможно представить без качественного законодательства и строгой регламентации деятельности субъектов отрасли. Оформление всех необходимых разрешений — это ключ к легальной и безопасной работе как морского, так и внутреннего речного транспорта. В СертЦентре мы сопровождаем компании, для которых лицензирование является обязательной частью ведения бизнеса с 2018 года. Делимся самым актуальным опытом и разъяснениями по этой тематике.
Регулирование лицензирования водных перевозок
Легальное осуществление любых операций на водном транспорте связано с необходимостью получения лицензий для:
- судовладельцев (владельцев флота);
- портовых операторов;
- организаций, занимающихся техническим обслуживанием, ремонтом и страхованием судов.
- Федеральный закон №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г.
- Федеральный закон №24-ФЗ «О внутренних водных путях Российской Федерации» от 07.03.2001 г.
- Постановление Правительства РФ от 23 июля 2021 г. № 1262 (утверждает Положение о лицензировании перевозок водным транспортом)
- ГОСТ 12.2.085-2002 (безопасность техники морского и речного транспорта)
- ТН ВЭД и соответствующие санитарные и технические нормативы для отдельных типов перевозимых грузов.
- Для перевозки пассажиров или грузов по внутренним водным путям и (или) акватории Российской Федерации.
- Для осуществления деятельности по буксировке и техническому обслуживанию судов.
- Для управления портовой инфраструктурой, погрузочной и разгрузочной техникой.
- Аудит деятельности организации: Анализируем соответствие требованиям законодательства и ГОСТам.
- Подготовка и сбор документов: Обычно нужны:
- Устав и свидетельство о регистрации организации;
- Договоры на аренду либо право собственности на суда;
- Свидетельства о классе судна и техническом освидетельствовании;
- Документы об аттестации персонала и наличии необходимой квалификации экипажа (например, дипломы моряков, сертификаты по программам ИМО — STCW);
- Документы о материально-техническом оснащении (инструменты, оборудование, причалы);
- Сертификаты соответствия и заключения органов Ространснадзора и Роспотребнадзора (при необходимости).
- Подача заявления в Росморречфлот (министерство транспорта РФ): Оформляется через “Госуслуги” или лично в отделении.
- Проведение экспертиз: Включая выездные проверки.
- Получение лицензии или мотивированного отказа.
- услуги по подготовке пакета документов (от 20 000 руб. в зависимости от сложности);
- экспертизы и сертификацию судна (от 15 000 до 80 000 руб.);
- ветеринарное, экологическое и иное специальное сопровождение (от 5 000 руб. за документ).
- Кейс 1 — лицензия для грузового буксира: Клиент из Поволжья обратился для легализации и вывода на линию буксира класса “река-море”. Провели аудит, обнаружили несоответствие по оснащению систем спасения, предоставили рекомендацию, сопровождали закупку оборудования. Лицензия получена за 43 дня, стоимость расходов составила 56 000 руб.
- Кейс 2 — оформление портовой лицензии для малого порта: Организация в Ленинградской области. Помощь с документацией, прохождение двух выездных проверок, доработка инструкций по ТБ и обучению персонала. Общий срок — 58 дней, затраты — 87 000 руб.
- Кейс 3 — пассажирские перевозки на маломерных судах: Клиент — туроператор. Лицензировали флотилию из 8 прогулочных катеров, сталкивались с вопросами о санитарном состоянии, прошли согласование с Роспотребнадзором. Оформление обошлось в 76 000 руб.
- Отсутствие полностью подтвержденной квалификации экипажа — причина 70% отказов.
- Недостаточное оснащение средствами спасения и противопожарной защиты.
- Просроченные или неверно оформленные паспорта судов.
- Несвоевременная подача сведений о проведении обязательных регулярных техосмотров.
- Вопрос: Можно ли получить лицензию на арендованное судно?
Ответ: Да, при наличии официального договора аренды и всех документов о техническом состоянии судна. - Вопрос: Что делать, если судно дооснащается по ходу процесса оформления?
- Вопрос: Нужно ли лицензировать деятельность по перевозке только внутри одного города (например, москвичи по Москве-реке)?
Ответ: Да, лицензия обязательна даже для городских маршрутов, если перевозка носит коммерческий характер. - Вопрос: Какие последствия за работу без лицензии?
- наличие охранной зоны и утвержденного паспорта безопасности;
- наличие лицензированных операторов грузообработки;
- документально подтвержденная схема взаимодействия с аварийно-спасательными службами;
- соблюдение требований СанПиН (например, СанПиН 2.1.7.1322-03 для водных объектов);
- учет минимальных параметров причального фронта (по ГОСТ 26678-85);
- система учета отходов и охраны окружающей среды (экологические паспорта, нормативы выбросов).
Правовая база включает следующие документы:
Когда требуется получение лицензии?
Исключения составляют частные прогулочные суда до 12 мест, если деятельность не носит коммерческий характер.
Пошаговая инструкция по лицензированию: процесс и документы
Процедура лицензирования требует аккуратного подхода и грамотного сопровождения. В СертЦентре мы работаем по следующей методике:
Сроки и стоимость оформления лицензии
Срок рассмотрения заявки составляет от 30 до 45 рабочих дней при условии полного комплекта документов.
Стандартная госпошлина — 7 500 руб. для юридических лиц. Дополнительные расходы могут включать:
В среднем оформление лицензии для судов среднего класса занимает 1,5–2 месяца и обходится в 45 000–120 000 руб., включая консультационное и экспертное сопровождение “под ключ”. Для портовых операторов — от 75 000 руб.
Примеры и практические кейсы центра СертЦентр
Типовые ошибки и советы судовладельцам
Советуем до подачи документов пройти независимый внутренний аудит и своевременно решать вопросы, связанные с переоснащением судов и обучением персонала.
Вопросы и ответы
Ответ: Необходимо уведомить надзорный орган. После обновления технической документации можно подать дополнительные сведения. Это может незначительно увеличить сроки.
Ответ: Штрафы до 250 000 руб. для юрлиц, административная ответственность и остановка деятельности.
Требования к портам и инфраструктуре
Для портов критически важны:
Итоги и рекомендации
Лицензирование — это не только формальная часть деятельности водного транспорта, но и основа для безопасной, прозрачной и устойчивой работы компаний в логистической цепочке. Оформляя все документы с привлечением экспертов, бизнес минимизирует риски и экономит ресурсы. Если у вас возникли вопросы по конкретной ситуации, мы в СертЦентре готовы проконсультировать вас, провести аудит готовности и взять на себя полное сопровождение от подготовки заявки до получения готовой лицензии.
Актуальное законодательство и внимательный подход к деталям — залог успешной сертификации и долгосрочного развития.
